Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

«Палестинская серия»



Василий Васильевич Верещагин, русский художник, воин и путешественник, родился 14 октября 1842 года
в Череповце (ныне Вологодской области России), а погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом
С. О. Макаровым на броненосце «Петропавловск», который подорвался на мине на внешнем рейде Порт-Артура.





Василий Васильевич Верещагин


В 1860 году Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, где учился до 1863 года у
А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл
около года. Затем отправился в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864—1865).
В марте 1865 года Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. Осенью 1865 года
Верещагин посетил Петербург, а затем вновь вернулся в Париж, чтобы продолжить учёбу. Зиму
1865-1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. Весной 1866 года художник вернулся
на родину, завершив своё официальное обучение.





Иерусалим. Царские гробницы. 1884-1885


Почти всю жизнь В.В. Верещагин провел в экспедициях, военных походах, разъездах и путешествиях. Он
участвовал в долгих экспедициях и путешествиях - по Кавказу, Туркестану, западному Китаю, Семиречью,
Индии и Палестине. Путешествовал по Европе и России. Был на Филиппинах и на Кубе, на Тянь-Шане,
Америке и Японии.


В Палестине он написал около пятидесяти этюдов, главным образом виды природы, памятники библейской
истории, которые Верещагин не поэтизирует, не стилизует, но стремится зафиксировать с абсолютной
достоверностью в их тогдашнем состоянии. Он пишет местные типы и сцены быта: арабов у мечетей, евреев,
молящихся у Стены плача, отшельников, приезжающих в Палестину отовсюду, в том числе из России.
Человек, лишенный религиозного чувства, он пишет Святую землю исключительно с реальной и исторической
точки зрения, освобождая мифы и легенды от сверхъестественного, перелагая ее "на ясный и понятный язык".






Два еврея. 1883-1884


В этом ключе решены несколько картин из Священной истории, входивших в Палестинскую серию: "Святое
семейство", "Воскресение", "Пророчество" и другие. Пройдет почти столетие, прежде чем Пазолини в
фильме "Евангелие от Матфея" утвердит эстетическую и нравственную правомочность подобной интерпретации
священного сюжета.


Современникам подход Верещагина казался святотатством. Впервые показанные на выставке в Вене в 1885
году евангельские картины вызвали скандал. Показ Палестинской серии в России был запрещен. Выступления
Верещагина в России надолго прерываются: петербургскую выставку 1883 года отделяет от следующей
экспозиции в Москве двенадцать лет.





Стена Соломона 1884-1885


Лишенный религиозного чувства, Верещагин открывал Святую Землю в своем творчестве исключительно с
исторической точки зрения. После возвращения из этой поездки художник в Париже, где была его
мастерская, создает так называемую «Палестинскую серию». В нее вошли и картины на библейские сюжеты
«Святое семейство, «Воскресение», «Распятие на кресте» и другие. Но картины не были приняты ни на
выставке в Вене, ни на родине художника. Верещагин не романтизировал тему, он не изображал драму
Библейской истории. Он создавал документальное полотно, своего рода «репортаж в красках». Бенуа
писал о Верещагине, что «он не был никогда художником, но вся его неутомимая, бескорыстная, беззаветно
преданная науке и видимой правде личность не лишена известной грандиозности и принадлежит к самому
значительному, что в этом роде дала Россия».





Улица в Иерусалиме конец XIX века




Святое семейство. 1884-1885




Русский отшельник на Иордане




Воскресение Христово. 1884-1885




Христос на Тивериадском озере




Арабская женщина в Иерусалиме.
В.В. Верещагин. Частная коллекция





Пещера Эндор. В.В.Верещагин.




Вифания. В.В.Верещагин. 1885 г.


Эта «Палестинская серия» экспонировалась на передвижных выставках в Америке, куда художник отправился
в 1888-1890 годах. Для того, чтобы собрать деньги на возвращение в Россию, художник был вынужден
устроить аукцион, поэтому бо̀льшая часть работ (их было сто десять) целиком так никогда не экспонировалась.
Многие из них были потеряны. Впоследствии часть рисунков и картин оказалась в России. В целом,
Палестинская серия до сих пор остается Terra Incognita для всех, кто интересуется творчеством этого
художника. Только несколько лет назад одна из картин этой серии «Стена Соломона» оказалась в Москве
Была устроена культурная акция, картину показали в Нью-Йорке, Москве, Тель-Авиве, затем она опять
вернулась в Нью-Йорк, где была продана на аукционе Sotheby’s. Ее купил русский собиратель за очень
большие деньги. Возможно, когда-нибудь эта картина окажется в России...


Автор: Елена Узденикова, Москва
Источник - newswe.com




Tags: XIX век, русская живопись, художник Василий Верещагин
Subscribe

Posts from This Journal “русская живопись” Tag

  • Города и русские пейзажи

    От Андрея Мартынова Андрей Ефимович Мартынов (1768-1826) — русский живописец-пейзажист, академик Императорской Академии художеств.…

  • Япония

    От Василия Верещагина Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) — русский живописец и литератор, один из наиболее известных…

  • Русско-турецкая война (1877-1878)

    От Николая Дмитриева-Оренбургского Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского — русский жанровый и батальный живописец, график,…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments