Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Переворот в искусстве.


Кубизм


В начале прошлого века революции в искусстве
совершались регулярно через 2-3 года.






Мастера фовизма разобрались с цветом, признав его условным и зависящим не от реальности, а от тех
задач, которые художник решает на своем холсте. Пришло время что-то сделать с предметом и
пространством. Мир уже начал потихоньку привыкать к тому, что любая женщина, в том числе и голая,
может быть синего цвета.
Пришла пора дать человечеству по голове с другой стороны.


Этим занялись опытные интрансигенты и бывшие фовисты Жорж Брак, Морис Вламинк и Андре Дерен.
Неожиданное подкрепление они получили от примкнувших к ним испанских гастарбайтеров Пабло
Пикассо и Хуана Гриса. Причем, первый из них стал первым и в новом направлении.


Все началось с того, что Пикассо написал картину «Авиньонские девицы» . Тогда, в 1907 году, эта
работа настолько потрясла даже ближайших друзей автора, что они заподозрили его в сумасшествии.
«Когда-нибудь мы найдем Пабло висящим за ширмой», - сумрачно отреагировал на картину Вламинк.
И даже непримиримый Брак сказал Пикассо:
«Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или выпить керосину».





П. Пикассо. «Авиньонские девицы»


Эта работа поставила много вопросов, которые потом будет решать кубизм. В ней отсутствуют перспектива
и светотень, массивные и весомые фигуры девушек деформированы и огрублены, пропорции их нарушены,
одна из них – та, что сидит - показана с двух ракурсов, голова – спереди, а тело – сзади. Плоскость
картины рассечена на жесткие сегменты, а лица некоторых персонажей представляют собой негритянские маски.
С этой картины и начался первый кубистический период – сезанновский.
Вообще, Сезанн – парадоксальная фигура в истории искусства 20 века. С одной стороны, это один из
последних представителей мощной классической традиции, идущей от Пуссена – несмотря на внешнюю
непохожесть на него. С другой стороны, Сезанн оказался не просто предтечей, а прямо-таки создателем
раннего авангардизма. На него ссылались и фовисты, и экспрессионисты, и кубисты, и даже, не к ночи
будет сказано, абстракционисты.





П. Сезанн. «Персики и груши»


Кубисты многое взяли у Сезанна - нарушение перспективы, показ предметов одновременно с нескольких
ракурсов; цветовую сдержанность, перешедшую у них в трехцветку охра-черная-зеленая; основательность,
весомость и устойчивость объемов, а также завет «трактуйте природу посредством цилиндра, шара и
конуса», что означает сведение любых предметов к этим формам.
Хотя с рисования цилиндра, шара и конуса начиналось любое традиционное художественное образование,
кубисты нашли в этом принципе высшее оправдание для своих экспериментов.
Сам термин «кубизм» придумал тот же журналист, который когда-то уже дал имя фовизму - Луи Воксель.
В своей рецензии на выставку Брака он назвал новое направление игрой в кубики.





Ж. Брак. «Эстак»


В ответ на тихие, мирные творческие искания новаторов в очередной раз раздавались крики о смерти
искусства. И это притом, что кубисты вначале вернули живописи объем, отнятый у нее предыдущими
революциями. Но потом они стали дробить изображаемые объекты на мелкие грани, разворачивать их на
плоскости, выворачивать наизнанку. И так они это проделывали, что объекты уже и узнать было
невозможно. В результате получалось то, что Николай Бердяев по-доброму назвал «складными чудовищами».





Х. Грис. «Книга, стаканы и трубка»


И цель-то у всех этих жестоких манипуляция была вполне благородная – дать зрителю возможность увидеть,
из чего состоит объем, показать его со всех точек зрения, в т.ч. изнутри. Таким образом, в живопись
как бы вводилось понятие времени – человек, глядя на картину, словно бы долго вертел изображенный на
ней объект в руках, обходил его вокруг, заглядывал внутрь. Именно поэтому, кстати, так полюбили
кубисты изображать скрипки и гитары – большие возможности открывались.





Ж. Брак. «Скрипка и подсвечник»


По сути, кубисты изображали не то, что видели, а то, что знали. Например, они же знали, что отверстие
у бутылки круглое - с какого ракурса на нее не смотри. А не эллиптическое, каким оно становится в
результате перспективного сокращения. Пикассо вообще говорил, что пишет «не с натуры, а подобно натуре».
Примерно в это же время появляется еще одна игра с реальностью – коллажи, то бишь вклеенные в картину
куски газет, рекламных проспектов, обоев и т.д.





П. Пикассо. «Трубка, стакан и бутылка»


На самом деле введение настоящих предметов в изображение существовало еще в барокко. Тогда в картину
вклеивали, скажем, циферблаты часов, а в батальную фреску монтировали пушечное ядро. Но в классическом
искусстве это подчеркивало мастерство художника – вот попробуйте отличить реальный предмет от его
изображения. А в кубизме этот трюк как бы говорит, что вот эти нарисованные художником каляки-маляки
- такая же реальность, как и сама банальная реальность. То есть коллаж уравнивает эти две вещи.

Все эти эксперименты происходили примерно в течение двух лет, с 1910 по 1912 гг., и период этот
обычно называют аналитическим.
Третий, синтетический период развития кубизма, получился так. Разрушив пространство и объем, превратив
их в кучу простых геометрических элементов, кубисты решили - раз уж так получилось - собирать из
них новые конструкции, мало чем напоминающие исходник.





Ф. Леже. «Матрос с баржи»


Кубизм в своем синтетическом периоде, с одной стороны, плавно движется в сторону абстракции.




Р. Делоне. «Португалка»


С другой же стороны, теряя свой революционный пафос, он движется в сторону декоративности, постепенно
превращаясь в то, что потом было названо инсайдерами рококо-кубизмом.





П. Пикассо «Музыкальные инструменты»


Если в аналитическом периоде кубисты раскладывали предмет на составные элементы, а в синтетическом
кроили из них некие квазиреальные структуры, то рококо-кубизм совершенно свободно комбинировал
отдельные пластические и красочные элементы, не стремясь создать из них какие-либо структуры по
образу и подобию тех, что встречаются в жизни.
Главная задача, которую решает рококо-кубист – организовать плоскость картины по законам
декоративности, но использовать при этом кубистические обломки предметов.
Кроме того, кубизм в это время пошел развиваться экстенсивно, вширь - появляются картины с
ассамбляжами, рельефами, контррельефами и, как итог, кубистическая скульптура.





Ж. Липшиц. «Арлекин с кларнетом»


Кубизм стал настоящей школой авангардизма, его уроки в разных странах усваивали крупнейшие в будущем
мастера. В России его влиянием были задеты Малевич, Попова, Степанова, Бурлюки, художники объединений
«Бубновый валет», «Ослиный хвост» и «Союз молодежи».


Автор: Вадим Кругликов

Источник: adindex.ru



Tags: искусство, кубизм
Subscribe

Posts from This Journal “кубизм” Tag

  • Георгий Курасов

    Кубизм в произведениях Георгия Курасова…

  • Bereny Robert

    Женщина играет на виолончели. 1928 Bereny Robert (1887 - 1953 ) - венгерский художника, из авангарднрй группы, известной как «Восемь».…

  • Леже Фернан

    Леже Фернан (Leger Fernand), французский художник-экспрессионист. Фернанд Леже, фотография Карла Ван Вехтена, 1936 Родился в 1881 году во…

  • Жорж Брак

    Жорж Брак (Braque) (13 мая 1882, Аржантей-сюр-Сен - 31 августа 1963, Париж), французский художник. Фовизм. Брак родился в семье маляра. Учился…

  • Изображение женщин в кубизме

    Несколько картин художников, известных менее чем, например, Пикассо Две картины художика Франтишек Купка (1871-1957) Чешский художник, большую…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment