Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Как отнестись к возможности соединить науку и религию?

Приведу вкратце логику рассуждений П. Тейяра де Шардена.
По его мнению, конфликт между религией и наукой должен решаться не путем подавления одной из участниц конфликта, не путем сохранения двойственности, а путем синтеза» . Тейяр де Шарден считает, что двухвековая история страстной борьбы между наукой и религией доказывает не правоту одной из них, а то, что «они не могут развиваться нормально одна без другой...». Наука и религия имеют один и тот же корень и «одушевлены одной и той же жизнью». Необходимость религии проистекает, согласно этой логике, из того, что «ни в своем порыве, ни в своих истолкованиях наука не может выйти за пределы самой себя, не окрашиваясь мистикой и не заражаясь верой» .
Поэтому, когда мы «рассматриваем, как в развивающемся универсуме, который мы только что начали постигать, временные и пространственные ряды расходятся и развертываются вокруг и позади нас, подобно конусу, то, может быть, это чистая наука. Но когда мы поворачиваемся к вершине и целостности их будущности, то это уже поневоле религия» ]. Вывод, к которому приходит Тейяр де Шарден, логичен: «Религия и наука - две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта познания, который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции, чтобы их рассмотреть, измерить и завершить» .

К мысли о возможности взаимодополнения науки и религии приходят и другие известные ученые, особенно физики. Примечательна в этой связи позиция американского физика Ч. Таунса, получившего Нобелевскую премию за создание квантовых генераторов и усилителей. По его мнению, «различия между наукой и религией в значительной степени поверхностны и становятся почти неразличимыми, если рассматривать истинный характер той и другой» . Для доказательства этого тезиса Таунс ссылается на историю физики вообще и крах лапласовского детерминизма в частности. Он пишет: «Современная наука отклонила мышление от полного детерминизма, направив его к миру, где важную роль играет случайность» . Именно онтологизация случайности, по мнению не только Таунса, но и ряда других известных ученых, научно доказывает неизбежность и правомерность религиозного видения мира. Еще в период бурных обсуждений философской сути новых квантовомеханических представлений знаменитый английский астрофизик А. Эддингтон в книге «Природа физического мира», анализируя философско-мировоззренческие следствия квантовой механики вообще и соотношения неопределенности в частности, сделал потрясшее многих заявление: «Религия впервые стала возможной для разумного ученого после 1927 года» . Близкую позицию разделял и известный немецкий физик, один из основоположников квантовой механики, П. Иордан.

Таунс, в отличие от Эддингтона и Иордана, не ограничивает «эмпирическую базу» необходимости переосмысления места религии в рационалистическом мире достижениями квантово-механической физики, хотя и опирается на них. Согласно Таунсу, наука и религия едины и в том, что исходят из нескольких предположений, которые принимаются как аксиомы не на основе знания, а на основе веры. Таковы предположения о существовании объективной и единственной в своем роде реальности, о наличии в этой реальности порядка и закономерности, возможности познания сложившегося порядка человеком. При этом Таунс, опираясь на теорему Геделя о неполноте, считает, что упомянутые предположения являют собой аксиомы, которые логически ниоткуда не выводятся и рационально недоказуемы. Их приходится принимать на веру. Таким образом, по своим исходным принципам наука и религия оказываются не столь радикально различающимися. Их несравнимости и противоположности проистекают «из различий в языке, а многие - из количественных различий науки и религии» .

Делокаров К.Х. : http://ons.gfns.net/1996/1/02.htm
Tags: наука, религия
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments